Социальная политика Республики Беларусь направлена на обеспечение достойного уровня и качества жизни белорусов и укрепление демографического потенциала.
Здоровье населения в рамках устойчивого развития признается важнейшим элементом национального богатства. В стране имеются объективные предпосылки для обеспечения качественно нового уровня здоровья нации в силу социально ориентированной экономической политики. Современные города становятся внутренними центрами притяжения, и именно их рациональное управление определяет степень процветания государства в целом.
По итогам первого Национального форума по устойчивому развитию, который состоялся в Минске 24 января 2019 г. расширение сети городов-участников проекта «Здоровый город» признано важнейшим элементом работы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний.
Президентом нашей страны А.Г.Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2019 года перед органами власти поставлены конкретные задачи, одна из которых звучит так: «Инициатива «Здоровые города и поселки» должна перерасти в масштабный государственный проект».
«Здоровые города» – это проект ВОЗ, который развивается с 1988 года и реализует принципы стратегии ООН «Здоровье для всех» и европейской политики здравоохранения «Здоровье-2020».
Здоровый город – это город, который постоянно формирует и улучшает физическую и социальную среду и организует свои ресурсы таким образом, чтобы люди могли помогать друг другу в улучшении жизни и максимальном раскрытии своих возможностей.
Задачей проекта является обеспечение здоровья населения как главного приоритета городской политики и сознания самих жителей, а подходы, заложенные в этом проекте, позволяют в условиях городской среды практически по всем социальным аспектам успешно решать вопросы улучшения общественного здоровья.
10 Сущность проекта «Здоровые города» в том, что это организационная модель новых отношений между существующими городскими структурами — администрацией города, деловыми кругами, общественными объединениями и непосредственно населением — в рамках совместной деятельности, направленной на улучшение здоровья населения и среды обитания, повышение физической активности, организацию здорового питания, профилактику вредных привычек.
Таким образом, это создание города, живущего по принципу здорового образа жизни, в котором население ответственно относится к собственному здоровью и здоровью окружающих, а также имеются условия для сохранения и укрепления здоровья.
Здоровый город – это не столько город, достигший некоего определенного уровня здоровья населения, сколько город, добивающийся постоянного улучшения здоровья и качества жизни своих граждан, «настроенный» на то, что здоровье (в широком понимании этого слова) – приоритетная проблема всей городской жизни.
Основной подход, заложенный в проекте «Здоровый город»: улучшить здоровье людей можно лишь в случае целенаправленных и скоординированных действий практически всех секторов и ведомств, и, конечно, при непосредственном участии людей – жителей городов, районов и поселков (Коллективный подход). И, безусловно, действия должны быть долгосрочными и последовательными.
Ключевой элемент проекта – совместное решение проблем. Необходимо сформировать группу лидеров, заинтересованных в будущем города и представляющих все классы, группы и слои населения.
Другое ключевое понятие концепции «Здоровых городов». Следует отметить, что это не обязательно население города: это может быть и район в большом городе, и сельская или пригородная зона, включающая в себя несколько населенных пунктов.
Руководящие документы по реализации государственного проекта «Здоровые города и поселки»:
- Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки»
- Состав Координационной группы управления государственным профилактическим проектом «Здоровые города и поселки»
- Протокол заседания Межведомственного Совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 30 октября 2019 г. № 2
- Протокол заседания Межведомственного Совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 21 июля 2023 г. №1
- Протокол заседания Межведомственного Совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2023 г. №2
- Протокол заседания Межведомственного Совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 25 июля 2024 г. №1
Документы, координирующие реализацию Проекта в регионах:
- Программа деятельности национальной сети «Здоровые города и поселки» на 2024-2025 годы
- Рекомендации для органов управления и самоуправления по вопросам продвижения, развития и реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» на уровне административно-территориальной единицы
- Базовый перечень критериев эффективности реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки»
- Метод расчета медико-демографического показателя
- Единая система критериев и показателей, обеспечивающих комплексность и единообразие подведения итогов работы по реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки»
- Базовая модель выстраивания работы по реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» в сельских населенных пунктах
- Дополнительный комплекс мер по повышению эффективности (продвижению) государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» в части повышения уровня информированности населения об участии населённых пунктов в реализации данного Проекта»
- Положение о сертификате «Населенный пункт, успешно реализующий государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки»
- Эмблема национальной сети «Здоровые горда и поселки»
- Правила использования эмблемы национальной сети «Здоровые города и поселки»
Документы, координирующие реализацию Проекта в Минской области:
- Состав межведомственной комиссии по реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» в Минской области
- Перечень населенных пунктов, реализующих государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» в Минской области (по состоянию на 01.04.2025)
- Дорожная карта продвижения государственного проекта «Здоровые города и поселки» на территории Минской области на 2024- 2026 годы
- Перспективный план развития государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» на территории Минской области на период на 2027-2035 годы (2 этап)
Документы, координирующие реализацию Проекта в Логойском районе
6. Комплексный план мероприятий по реализации проекта "Плещеницы - здоровый поселок" на 2024-2025 годы.
7. Выполнение комплексного плана мероприятий «Гостиловичи – здоровый посёлок» за 2024 год
8. Выполнение комплексного плана мероприятий «Логойск – здоровый город» за 2024 год
9. Выполнение комплексного плана мероприятий «Острошицы – здоровый посёлок» за 2024 год
10. Выполнение комплексного плана мероприятий «Плещеницы – здоровый посёлок» за 2024 год