Вопросы здоровья и создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей занимают центральное место среди 17 Целей устойчивого развития, принятых в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН, к реализации которых присоединилась и наша страна. Устойчивое развитие мира в целом обеспечивается устойчивым развитием каждого государства в отдельности. Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» является наилучшим вариантом социальной модели здоровья на территориальном уровне.
Неинфекционные заболевания (НИЗ): рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и хронические респираторные заболевания, а также их факторы риска (употребление табака, вредное употребление алкоголя, нездоровое питание и отсутствие физической активности) – растущая проблема в области обеспечения устойчивого развития современного общества.
НИЗ являются причиной 89% всех случаев смерти в стране, при этом 63% приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний; 53% населения с повышенным артериальным давлением (гипертензией) не принимают антигипертензивные препараты; 48% мужчин употребляют табак; каждый четвертый житель страдает ожирением.
Вероятность преждевременной смерти (до 70 лет) в Беларуси составляет 1 из 4 с вероятностью для мужчин более чем в два раза выше, чем для женщин.
Последствия НИЗ имеют географический градиент: среди сельского населения Беларуси более короткая продолжительность жизни и более высокие показатели преждевременной смертности, чем среди городского населения. В некоторых сельских районах средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 61,3 года.
Потери человеческие неразрывно связаны с экономическими. Затраты, обусловленные НИЗ, в Беларуси оцениваются в 5,4% годового ВВП страны, а это больше, чем объем финансирования отрасли здравоохранения (4,6%).
НИЗ снижают производительность на макроэкономическом уровне, когда человек умирает преждевременно, объем продукции, который он мог бы произвести, теряется. Люди, страдающие от НИЗ, пропускают рабочие дни (временная нетрудоспособность) или имеют сниженную производительность труда во время присутствия на рабочем месте (формальное присутствие).
Потери для экономики от снижения производительности труда почти в 13 раз превышают объемы этих ассигнований (в 2015г. они составили 4,33 млрд. руб.). В 2015 г. правительство израсходовало 330 млн. руб. на лечение четырех основных групп НИЗ.
Экономические потери, обусловленные НИЗ, в странах с низким и средним уровнем дохода за период 2011-2030 гг. оцениваются более чем в 21 триллион долларов США.
НИЗ влекут серьезные экономические издержки, выходящие далеко за рамки прямых затрат на здравоохранение.
При этом здравоохранение борется с последствиями длительного сочетанного воздействия факторов риска – уже имеющимися неинфекционными заболеваниями.
А создание условий для выбора в пользу здорового образа жизни, что само собой подразумевает исключение факторов риска, – задача межведомственная.
Меры, направленные на профилактику НИЗ, относительно низкозатратны и экономически эффективны (1 рубль, вложенный в профилактику, по международным данным экономит 8-10 рублей, затраченных на лечение), а эффект от инвестирования в борьбу с НИЗ будет распространяться на общество в целом.
При этом требуется участие секторов, находящихся за пределами здравоохранения, таких как финансовый, сельскохозяйственный экономический.
Президентом нашей страны А.Г.Лукашенко в послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2019 года перед органами власти поставлены конкретные задачи, одна из которых звучит так: «Инициатива «Здоровые города и поселки» должна перерасти в масштабный государственный проект». В развитие поручений Главы государства в нашей стране в 2019 году и утвержден Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки».
Если в начале пути это были преимущественно города, то сейчас пришёл черёд агрогородков и других крупных сельских населенных пунктов, что и обуславливает специфику реализации проекта на очередном этапе.
Жизнь в городе оказывает влияние на здоровье, проявляясь через природную, антропогенную и социальную среду, а также доступ к услугам и местам, содействующим здоровьесбережению.
И именно на органы местного управления и самоуправления возложена обязанность способствовать благополучию граждан и предоставлять им равный доступ к ресурсам и возможностям для сохранения и укрепления здоровья.
Для достижения этой цели города могут использовать имеющееся у них влияние в таких сферах, как здравоохранение, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, образование, экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, транспорт и спорт.
Руководящие документы по реализации государственного проекта «Здоровые города и поселки»:
1. Государственный профилактический проект "Здоровые города и поселки.
Документы, координирующие реализацию Проекта в регионах:
1. Программа деятельности национальной сети "Здоровые города и посёлки" на 2024-2025 год
2. Рекомендации для органов управления и самоуправления по вопросам продвижения, развития и реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» на уровне административно-территориальной единицы
3. Базовый перечень критериев эффективности реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки»
4. Метод расчета медико-демографического показателя.
5. Эмблема национальной сети "Здоровые города и посёлки"
Документы, координирующие реализацию Проекта в Минской области:
1. Состав областной группы управления государственным профилактическим проектом «здоровые города и поселки» в Минской области
2. Перечень населённых пунктов, реализующих государственный профилактический проект "Здоровые города и посёлки" в Минской области (по состоянию на 01.10.2024)
Документы, координирующие реализацию Проекта в Логойском районе:
1. Комплексный план мероприятий по реализации профилактического проекта «Логойск – здоровый город» на 2021-2025 гг.
2. Комплексный план мероприятий по реализации профилактического проекта "Острошицы - здоровый посёлок" на 2024-2025 гг.
3. Комплексный план мероприятий по реализации профилактического проекта "Плещеницы - здоровый посёлок" на 2024-2025 гг.
4. Комплексный план мероприятий по реализации профилактического проекта «Гостиловичи – здоровый город» на 2023-2024 гг.
5. Комплексный план мероприятий по реализации профилактического проекта "Крайск - здоровый посёлок" на 2024-2026 гг.
6. Комплексный план мероприятий по реализации профилактического проекта "Октябрь - здоровый посёлок" на 2024-2026 гг.
В данной категории нет материалов.
Дежурный: 8 (01774) 29-643
Адрес: г. Логойск, ул. Победы 43
Приемная: 8 (01774) 29-643
Факс: 8 (01774) 29-643
E-mail: mail@logrcge.by
Государственное учреждение "Логойский районный центр гигиены и эпидемиологии"
понедельник - пятница с 8:00 - 18:30
обеденный перерыв 13:00 - 13:30
выходной - суббота, воскресенье, праздничные дни.
© 2024 ГУ «Логойский районный центр гигиены и эпидемиологии»
г. Логойск, ул. Победы 43
Разработка сайта — infodesign.by2014