В условиях проявления новых глобальных тенденций развития цивилизации, ведущей угрозой популяционному здоровью во всем мире, в том числе в Республике Беларусь, становится нарастание техногенных, социально обусловленных, поведенческих и биологических факторов риска.

В 2015 году  Генеральная Ассамблея  ООН,  рассмотрев «Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», утвердила 17 Целей  устойчивого развития (ЦУР), среди которых вопросы предупреждения воздействие на здоровье определены в Цели № 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» конкретно, в задаче 3.d «Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья» (далее – задача 3.d).

В соответствии с Планом мероприятий Совета по устойчивому развитию Республики Беларусь на 2018-2019 год, утвержденным заместителем Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Национальным координатором по вопросам устойчивого развития Республики Беларусь Щеткиной М.А. разрабатывается Национальная платформа предоставления отчетности по показателям ЦУР (далее – Платформа).

В основу Платформы положен перечень показателей ЦУР.

В рамках Платформы 27 показателей, формирующих ЦУР №3, делегировано Министерству здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав).

Вопросы содействия поддержанию медико-санитарной защищенности в рамках задачи 3.d определяется показателем 3.d.1. «Способность соблюдать Международные медико-санитарные правила (ММСП) и готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения» (далее – показатель  3.d.1.).

 

СТАРТОВЫЕ ПОЗИЦИИ  ЛОГОЙСКОГО РАЙОНА
ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ЦУР 3.
d.1.

 

Показатель ЦУР 3.d.1. «Способность соблюдать международные медико-санитарные правила (ММСП) и готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения» определяет область деятельности здравоохранения по межведомственному взаимодействию по предупреждению угроз национальному здоровью, представляющих чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения,  имеющую международное значение.

Согласно ст. 13, приложения 1 Международные медико-санитарные правила (ММСП), все государства-члены ВОЗ должны обладать «…возможностями для быстрого и эффективного реагирования на риски для здоровья населения на риски для здоровья и ЧС в области общественного здравоохранения…».

За 2021 год на территории Логойского района больных туляремией, лептоспирозом не зарегистрировано.

Зарегистрирован 2 случая геморрагической лихорадки с почечным синдромом, показатель заболеваемости за 2019 год составил 5,66 случая на 100 тыс. населения.

По Логойскому району в 2020 году зарегистрирован один завозной случай гемморагической лихорадки, вызванной вирусом денге. При проведении эпидемиологического расследования установлено, что в предполагаемый инкубационный период пациент за пределы Республики Беларусь выезжал, находился в рабочей командировке в Уганде (Африка).

 

Угрозы популяционному здоровью, возникающие в случае невыполнения (отсутствия улучшения) показателя ЦУР 3.d.1.

 

Последствия чрезвычайных ситуаций носят характер как прямого влияния  на жизнь и здоровье людей (катастрофы аварии, наводнения, затопления, грозы, ураганы, тайфуны, экстремальные сильные мороз и жара  техногенные аварии и т.д.), так и косвенного, которое проявится лишь спустя нескольких лет и даже от одного до  нескольких десятилетий  (нарушения в управляемых социальных, природных и управляемых социальных и экосистемах, дающих пищу, воду и обеспечение,   перемещение в связи с этим населения и изменение (недлительное или длительное) ухудшение  качества жизни, физическая опасность (недлительного и длительного) от химических, физических и биологических загрязнений территории,  спады в экономике и т.п.).

Угрозы здоровью определяются:

потенциально возможным дополнительным приростом (увеличением избыточности) неинфекционной заболеваемости населения и, связанной с этим, хронизации и смертности (далее – НИЗ), обусловленной загрязнением среды обитания, включая бытовое и другие мест пребывания населения;

 усугублением проблемы соматической патологии c длительным хроническим течением (ХНИБ) при длительно сохраняющейся чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с глобальными климатическими изменениями;

дополнительным приростом НИЗ среди уязвимых групп населения (в первую очередь детей и младенцев, пожилых, и лиц, более уязвимые по своему социальному статусу, включая мигрантов (внешних и внутренних) и беженцев;

ростом избыточной инфекционной заболеваемости в связи с реализацией рисков завоза (возникновения) и распространения на территории страны инфекционных заболеваний с вовлечение большой численности населения по патологиям, имеющим международное значение, что обусловлено расширением укрепление экономических и торговых связей между государствами, расширение спектра туристических услуг, проведением массовых мероприятий, прибытием на учебу иностранных студентов и др.

Новая концепция ВОЗ о готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения, отражена в Тринадцатой общей программе работы (ОПР-13) на 2019-2023 гг., определила глобальную цель – к 2023 году обеспечить, что бы на 1 млрд.  больше людей были лучше защищены пере лицом чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения.

 

Источники угроз, регулируемых показателем ЦУР 3.d.1.

 

ММСП-2005 – это международная директива, регулирующая практику подготовки к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них, и касается вспышек инфекционных заболеваний, регистрации массовых и одномоментных (или в краткосрочном периоде) на фоне фонового  уровня неинфекционных заболеваний, возникающих в связи чрезвычайной (экстремальной, «залповой)  детерминацией  рисков здоровью, включающих конфликты, заболевания, стихийные бедствия, утечки химических (в т.ч. ртути, аммиака, углеводородов, экотоксикантов и др.), радиологических и ядерных веществ (включая аварии на атомных объектах), опасные метеорологические явления.

Источником угроз, регулируемых показателем ЦУР 3.d.1., определяются  любые складывающиеся на территории ситуации, когда нарушается основные  принцип Программа ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения (WHE): никто не может считать себя в безопасности до тех пор, пока не находятся в безопасности все, и когда существующая инфраструктура здравоохранения не может справиться (перестает справляться) с резким повышением спроса на медицинские услуги.

Чрезвычайные ситуации, регулируемые показателем ЦУР 3.d.1., интегрированы с другими показателями ЦУР: №6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех», ЦУР №7 «Обеспечение всеобщего доступ к недорогим, надежным устойчивым и современным источникам энергии для всех», ЦУР №11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов», ЦУР №13 « Принятие срочных мер по борьбе с изменениями климата и его последствиями», которые также регулируют предупреждения чрезвычайных последствий на популяционное здоровье.

Например, проблемы изменения климата уже сказываются на популяционном здоровье.

Справочно. 2002 год впервые в «Докладе о состоянии здравоохранения в мире» приведены оценки, согласно которым на долю изменения климата приходилось примерно 2,4% случаев диарейных заболеваний в мире и 6% случаев малярии. 

По данным ВОЗ в 2012 году порядка 7 млн. человек (каждый 8-ой от общего числа умерших) умерло от загрязнения воздуха. Этот показатель в два раза превысил предшествующие оценки и подтверждает, что сейчас загрязнение воздуха является самым крупным в мире экологическим риском для здоровья).

Риски для популяционного здоровья в связи с глобальными изменениями климата по силе сопоставимы с другими рисками.

В США по специальному мандату конгресс поручил более 40 экспертам из крупнейших исследовательских институтов (Школа гигиены и общественного здоровья Университета Джона Хопкинса, Центр по контролю за заболеваниями (CDC), Гарвардская школа общественного здоровья, Центр здоровья и глобальной экологии Гарвардской медицинской школы и др.) дать свои оценки в данной проблеме. В результате ими был сделан вывод о возможном негативном влиянии потепления климата для здоровья жителей США. Причем, данный фактор риска ими был поставлен в один ряд с уже известными и крайне опасными факторами: курение, алкоголь, избыточное питание, малая физическая активность и др.

Одним из рисков и возможных угроз для общественного здравоохранения Республики Беларусь является высокий уровень заболеваемости инфекционными болезнями в мире, а также риск появления новых видов заболеваний и рост эпидемических очагов.

Справочно. Эпидемиологические риски (далее – ЭР) – потенциальная возможность осложнения эпидемиологической ситуации.

Внешние ЭР по месту возникновения:

- связаны с угрозой завоза инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе представляющих чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение (далее – Заболевания) на территорию Республики Беларусь вследствие активизации миграционных процессов, туризма и развития торгово-экономических связей;

- связаны с целенаправленным умышленным применением биологических агентов в террористических целях;

- связаны с аварийными ситуациями на объектах, осуществляющих деятельность с применением патологических биологических агентов. 

Уровни риска:

низкий ЭР – риск, при реализации которого негативное влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения незначительно в виде регистрации спорадических случаев инфекционных заболеваний у определенных категорий риска (при регулярно осуществляемых эпидемиологическом слежении и эпизоотологическом мониторинге, а также целенаправленном проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий).

средний ЭР – риск, при реализации которого существует вероятность негативного влияния на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в виде регистрации спорадических случаев инфекционных заболеваний среди населения либо групповых случаев инфекционных заболеваний у определенных категорий риска.

высокий ЭР – риск, при котором превышены допустимые пределы воздействия опасных биологических факторов и имеет место угроза возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний с крайне тяжелыми социально-экономическими и геополитическими последствиями. 

В мире также определен перечень патогенных биологических агентов около 40 наименований, которые могут быть применены в террористических целях, в том числе и на территории проведения массовых мероприятий (Руководство ВОЗ, 2004 г.).

 

Уязвимость современного общества от угроз, регулируемых показателем ЦУР 3.d.1.

 

Республика Беларусь в силу своего географического положения, находится на путях важных международных транспортных и людских потоков, из года в год развиваются международные отношения, торговля, бизнес, расширяются туристические маршруты.

В последние годы наша страна становится площадкой для проведения массовых спортивных и культурных мероприятий с международным участием.

При общей социально ориентированной политике, экономический потенциал Республика Беларусь интенсивно нарастает, в том числе через инвестиции в мощные технологии, требующие внимания государства и общества, как возможных источников чрезвычайных осложнений.

Кроме того, с высокой вероятностью первой на изменение климата отреагирует инфекционная патология (в первую очередь вирусная) в силу прогнозируемых более благоприятных условий для реализации механизмов передачи в естественной природной среде.

  1. Изменение эпидемиологических характеристик, распространенных на территории страны нозоформ.

Справочно. При температуре окружающего воздуха свыше 5ºС каждое последующее повышение средненедельной температуры на 1ºС повышает риски ОКИ на 5-10%.

Результаты лабораторных исследований по Беларуси подтверждают циркуляцию возбудителей природно-очаговых инфекций в природных биотопах.

Между тем, исследованиями, проведенными Национальной академией наук Беларуси, показано, что в результате потепления на территории страны произошел распад Северной агроклиматической зоны (области) и появилась новая агроклиматическая зона (область) на юге Полесья, что изменило обычные условия произрастания и формирования урожая сельскохозяйственных культур. Новая агробласть характеризуется самой короткой и теплой в пределах Беларуси зимой и наиболее продолжительным и теплым вегетационным периодом.

Если потепление будет продолжаться, то можно ожидать дальнейшего смещения к северу агроклиматических границ.

При расширении переносчиками своего ареала обитания в связи с потеплением климата могут меняться эпидемиологические характеристики природно-очаговых и трансмиссивных инфекций, так как люди на этих территориях не обладают иммунитетом и потребуется время для эпидемиологической адаптации.

  1. Появление новых, ранее не встречавшихся инфекций.

 (Справка. В 1998 году в результате изучения кровососущих комаров в Республике Беларусь был впервые выявлен антиген вируса лихорадки Западного Нила (ЛЗН).

  1. Формирование новых путей передачи инфекции.

Российскими специалистами на территориях, охватывающих также и Республику Беларусь, проведены оценки, позволившими предположить, что при потеплении климата границы земель сельскохозяйственного использования могут постепенно перемещаться на север.

На этих территориях возможно использование пестицидов, некоторые из которых чрезвычайно ядовиты для насекомых, паразитирующих на клещах – переносчиках ряда вирусных инфекций.

Пестициды в теле насекомого действуют в качестве мутагенного фактора для реплицирующих в тканях вирусов.

Это может повлечь за собой появление клонов и популяций вирусов, обладающих новыми свойствами и эпидемической потенцией вследствие их широкой экологической пластичности.

Устойчивость в организме птиц и летучих мышей может обеспечить распространение адаптированных к этим хозяевам возбудителей в период сезонных миграций, то есть вирусная патология.

Таким образом, уязвимость современного общества от угроз, регулируемых показателем ЦУР 3.d.1., может наступать в условиях низкого  уровня (отсутствия) возможностей для соблюдения  международных медико-санитарных правил в следующих аспектах устойчивости развития территории и системы здравоохранения:

управление избыточностью (эпидемией) неинфекционной заболеваемости в случае формирования чрезвычайных опасностей;

управление в случае инфекционных опасностей;

планирование и обеспечение должного уровня готовности к массовым мероприятиям;

межведомственная готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения;

информация и оценка рисков в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения;

операции в случае чрезвычайных ситуаций;

управление и административное сопровождение чрезвычайных ситуаций.

 

Ориентиры ВОЗ для подготовки глобальных докладов

по показателю ЦУР 3.d.1.

 

Международные медико-санитарные правила от 2005 г. (ММСП-2005) – это международный правовой инструмент, целью которого является осуществление коллективных и координированных действий по обеспечению глобальной безопасности здоровья и реагирования на конкретные национальные и региональные приоритетные риски.

Система мониторинга и оценки осуществления ММПС-2005 была пересмотрена в 2016 году на основе рекомендаций Комитет по обзору роли ММСП-2005 в связи со вспышкой Эбола и реагированием на нее для повышения точности оценки существующих возможностей на страновом уровне.

Регулираванию через ММСП-2005 подлежат все риски для здоровья населения, независимо от их происхождения или источника, которые наносят или могли бы нанести значительный вред людям, и потенциально могут привести к чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения.

Структура ММСП направлена на обеспечение и наращивание возможностей государства по предотвращению, обнаружению, оценке, уведомлению, предоставлению отчетности и реагированию на угрозы в сфере общественного здравоохранения.

Однако глобальная эффективность системы зависит от ее полного и устойчивого применения.

Для этого требуется обеспечивать координацию между министерствами и ведомствами, включая международное сотрудничество, разрабатывать, укреплять и поддерживать минимальные основные возможности здравоохранения, а также разрабатывать план действий, что бы эти возможности присутствовали и функционировали на всей территории страны.

Подобный план действий имеет ключевое значение для обеспечения того, чтобы действия направлялись на те области, где реально существуют потребности, и чтобы имеющиеся ресурсы использовались рационально, а прогресс – контролировался.

Материалы 68-ой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (по результатам совещания высокого уровня – февраль 2018 г.) обосновывают необходимость многосекторального национального плана действий по обеспечению безопасности здоровья (НПДБЗ) (по данным ВОЗ на 2017 год 14 стран завершили подготовку национальных планов, 11 находились в процессе разработки и 18 готовились ее печатать).

Для разработки НПДБЗ можно использовать в рамках различные оценочные инструменты, размещенные на Портале по стратегическим партнерствам в рамках Программа ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения (WHE), а также в новом открытом инструменте WHE/ЕРБ ВОЗ – SHIELDS.

Если страна не нуждается в поддержке Программа ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения (WHE) для разработки, необходимо пройти процесс валидации с целью обеспечения совместимости с НПДБЗ других стран.

 

Совершенствование решения вопросов улучшения медико-санитарного обеспечения массовых мероприятий

 

ВОЗ рассматривает медико-санитарное обеспечение массовых мероприятий как возможность для наращивания организационного потенциала территории по соблюдению ММПС-2005,  усиления эпиднадзора и мер реагирования, повышения эффективности системы здравоохранения, улучшения планирования на случай чрезвычайных ситуаций, развитие экологической медицины, использование массовых мероприятий  как  платформой для продвижения ЗОЖ, особенно здорового питания и норм гигиены, развитие социально-гигиенической инфраструктуры территории, включая парки, стадионы,  дороги и др., что будет важно для будущего.

То есть участие органов здравоохранения в планировании массовых мероприятий и правильная организации массовых мероприятий с точки зрения должного уровня медико-санитарной поддержки и обеспечения оказывает благотворное воздействие как на усовершенствование мер в области общественногозравоохранения, так и на обеспечение долгосрочного положительного эффекта и приток инвестиций, в том числе для совершенствования системы здравоохранения после его окончания. 

Для обеспечения эффективности массовых мероприятий услугами здравоохранения необходимо располагать ресурсами во многих сферах социально-экономической деятельности.

Эти ресурсы касаются различных аспектов (обеспечение биотуалетами, мобильными холодильным и термооборудованием, реанимобилями, наличие волонтеров в области общественного здоровья, резервирование больничных коек для внезапного перепрофилирования и лечебно-диагностических средств, территориальный анализ рисков и фан-зон в расчете на максимальное число традиционных участников с соблюдением норм гигиены, обеспечение связью с экстренными службами и т.д.).

 

 

 

Обеспечение готовности к пандемическому гриппу

 

Пандемии гриппа в истории человечества происходили неоднократно, приводя к широкому распространению заболевания и многочисленным случаям смерти, а также высоким социально-экономическим издержкам. По оценкам, четыре предшествующие пандемии, последняя из которых произошла к 2009 г., в общей сложности привела к смерти 50 млн. человек, причем от 20 до 40 млн. человек из них умерли во время пандемии гриппа H1N1 в 1918 году, т.е. почти столетие назад.

Даже относительно мягкая пандемия гриппа H1N1 в 2009 г. стала причиной смерти 150 000 – 580 000 человек из групп населения, обычно не ассоциируемых с высоким риском смерти от гриппа, и новая пандемия считается неизбежной.

Несмотря на значительные усилия по подготовке к пандемии, предпринимавшиеся до 2009 года, заключение Комитета по обзору Международных медико-санитарных правил (ММСП) (2005 г.), сделанное после пандемии 2009 г., сводится к тому, что «…мир плохо подготовлен к реагированию на сильные пандемии гриппа или на любые подобные глобальные, длительные и угрожающие общественному здравоохранению чрезвычайные ситуации».

Кроме того, вспышки болезни, вызванные вирусами Эбола и Зика в 2014-2016 гг. в очередной раз подчеркнули необходимость тщательного пересмотра шагов, предпринимаемых мировым сообществом в целях подготовки к эпидемиям и пандемиям и реагирования на них.

В этой связи Программа ВОЗ по чрезвычайным ситуациям (WHE) повышает оперативные возможности для реагирования на любые обострения ситуации в области общественного здравоохранения, вызванное какой-либо биологической, природной или техногенной угрозой или катастрофой, включая пандемию гриппа.

Содействие WHE в повышении готовности к пандемии гриппа (ГПГ) происходит на фоне усилий по ускорению реализации основных возможностей ММСП. 

Кроме того, необходимость активизации глобальных действий в отношении ММСП-2005 и повышении готовности к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения подтверждена ЦУР № 3, в которой подчеркнута важность «…раннего   предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья…».

Важным инструментом в рамках глобальных усилий по повышению готовности ГПГ является Механизм обеспечения   готовности к пандемии гриппа, утвержденной на Шестдесят четвертой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2011 г.

Механизм обеспечения ГПГ представляет собой уникальное партнерство ВОЗ, государств-членов, индустрии и гражданоского общества, которые совместно работают для достижения общей цели:

улучшить и укрепить обмен вирусами гриппа, обладающими пандемическим потенциалом для человека;

обеспечить справедливый доступ стран к вакцинам и иным поставкам, связанным с пандемией;

повысит институционально-кадровый потенциал для обеспечения утойчивости системы эпиднадзора за гриппом, расширения возможностей для выявления и расследования вспышек и реагирования на них, а также для лечения пациентов с тяжелыми формами гриппа и подготовки к следующей пандемии. 

 

Изменения климата

 

Общие оценки и наблюдения ВОЗ за изменениями климата:

влияние последствий изменений климата на здоровье населения Земли неизбежно;

последствия потепления климата носят характер, как прямого влияния на жизнь и здоровье людей (наводнения, затопления, грозы, ураганы, тайфуны, экстремальные сильные мороз и жара и т.д.), так и косвенного, которое проявится лишь спустя нескольких десятилетий (нарушения в природных и управляемых экосистемах, дающих пищу, повышение уровня моря и перемещение в связи с этим населения, физическая опасность от усиливающегося ультрафиолетового излучения, спады в экономике и т.п.);

влияние глобальных изменений климата –  новая проблема в вопросах управления общественным здоровьем, так как «климатический» фактор коренным образом отличается по своим последствиям для здоровья населения от многих других «знакомых» экологических рисков, касающихся токсикологических, физических или микробиологических опасных факторов;

в отдельных частях Земли потепление может стать благоприятными фактором для качества жизни и здоровья местного населения, но в глобальном плане такие влияния будут носить для человечества негативный эффект;

имеют место пробелы в научных исследованиях в данном направлении: климатический тип «экологического бремени болезни» гораздо труднее контролировать и оценивать, поскольку колебания баланса популяционного здоровья, связанные с изменениями климата, сложно мониторировать на фоне «стрессов» в популяционном здоровье, создаваемых постоянными изменениями в других социально-этиологических и социально-гигиенических факторах;

в связи с глобальными климатическими процессами усугубится проблема соматической патологии c длительным хроническим течением (ХНИБ), обострение имеющихся болезней, рост смертности, повышение уязвимость групп населения (пожилые люди, дети и младенцы, лица, принимающие определенные виды лекарств и лица, более уязвимые по своему социальному статусу).

ВОЗ выделяет следующие основные проблемы, связанные с глобальными изменениями климата, на которые человечество может потенциально ответить изменениями показателей популяционного здоровья:

- проблемы в сельском хозяйстве;

- недостаток или избыток воды;

- рост количества потенциальных смертей и повреждений в результате стихийных бедствий, изменений озонового слоя и изменения (возможные) интенсивности геомагнитного излучения;

-  опасные метеорологические явления: перепады температур и периоды сильной жары.

Прогнозы, выполненные специалистами Российской Федерации, показывают, что на территории Беларуси в течение периода до 2030 года среднегодовая температура воздуха увеличится в среднем на 1 ºС, в период 2041-2060 гг. – примерно на 2 ºС, а в период 2080-2099 гг. ожидается рост температуры воздуха с 0,9 ºС до 4,4 ºС, сохранятся тенденции повышения количества опасных метеорологических явлений.

В 2011 году Европейским бюро ВОЗ государствам-участникам предложено Руководство «Планы действий по защите здоровья населения от воздействия аномальной жары».

 

ММСП как инструмент регулирования международного распространения инфекционных болезней

 

ММСП-2005 – это пересмотренный вариант ММСП от 1969 г., который охватывал только шесть инфекционных заболеваний.

Тем не менее, ММСП-2005 остается главным инструментов ВОЗ в предотвращении международного распространения инфекционных болезней, предохранении от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими и которые, что важно, не создают излишних препятствий для международных перевозок и торговли.

Согласно ММСП-2005, спектр инфекционных заболеваний, признанных наиболее опасными в мире представляют 14 нозологических форм, которые характеризуются высокими показателями летальности, продолжительности инкубационного периода и способны проявиться как тяжелые клинические случаи с летальным исходом.

В мире также определен перечень патогенных биологических агентов около 40 наименований, которые могут быть применены в террористических целях, в том числе и на территории проведения массовых мероприятий (Руководство ВОЗ, 2004 г.). 

Основной принцип ММСП-2005 – упреждающее управление риском, направленное на раннее выявление и ликвидацию вспышки до формирования международной угрозы.

ММСП-2005 ориентированы на риски в связи инфекционными болезнями, а также в связи с биологическими угрозами (включая акты биотерроризма)

В последние годы в мире имело место ухудшение эпидемиологической ситуации по лихорадке Эбола, лихорадке Зика, желтой лихорадке, инфекции, вызванной коронавирусом, Ближневосточного респираторного синдрома, холере и др.

 Все аспекты угроз для международного здравоохранения интегрированы в объекте глобального эпидемиологического надзора, каким является "чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение".

 ВОЗ своей стратегией достижения здоровья для всех предопределил достижимый стандарт мероприятий по комплексному противостоянию общества угрозе распространения инфекционных болезней:

-  наличие соответствующих эффективных методов;

-     хорошо разработанные стратегии;

-     хорошая система эпиднадзора, основанного на использовании лабораторных служб;

-     хорошая система связей с другими ведомствами;

-     достаточный охват населения службами эпиднадзора;

-     хорошая система подготовки работников общественного здравоохранения и мониторинга их деятельности;

-     должное планирование, управление и финансирование;

-     должная политика государства;

-     международное сотрудничество.

 

Повышение потенциала лабораторных систем для укрепления национального механизма перенаправления проб

 

Реализация показателя ЦУР 3.d.1. и готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения» предусматривает в числе других мероприятий выявление потенциальных чрезвычайных ситуаций с угрозами здоровью населения на основе постоянного объективного мониторинга.

Мапутская декларация, принятая в 2008 году, признала необходимость усиления лабораторных систем в целях создания единой интегрированной сети национальных лабораторий с закреплением за каждым уровнем определенных видов исследований.

ВОЗ непременным условием определяет наличие хорошо организованной и грамотно управляемой комплексной системы перенаправления образцов в рамках сектора здравоохранения, обеспечивающей надлежащую координацию образцов любого типа и на любом уровне сектора здравоохранения. Эта система должна постоянно улучшаться посредством таких мероприятий, как четкое определение функций обязанностей, обязанностей и действий лабораторных систем, разработка национальных руководящих принципов, подготовки стандартных операционных процедур (СОП) и организация обучения по вопросам перенаправления проб.

В том же 2008 году на совместной конференции ВОЗ и Центров по контролю заболеваний (CDC) по системам обеспечения качества лабораторных исследований была вынесена рекомендация о создании – в рамках национального плана развития здравоохранения – национальной организации, которая могла бы обеспечить реагирование на потребности пациентов и всех пользователей подобных услуг.

Особое внимание было уделено важности организации систем управления качеством в лабораториях.

Лабораторная система – это группа лабораторий, объединенных лабораторными дисциплинами и организованных в виде многоуровневой структуры, действующей по принципу взаимосвязанности и взаимозависимости в соответствии с их уровнем.

Одна из основных целей национальной лабораторной системы – получение более точных результатов исследований, что подразумевает пересылку проб из районных лабораторий в областные или национальные референс-лаборатории для подтверждающей и/или специализированной диагностики. Ключевой показатель хорошо функционирующей лабораторной системы – это эффективность механизмов перенаправления проб внутри системы и их транспортировки.

 

МОНИТОРИНГ ПРОГРЕССА ДОСТИЖЕНИЯ

ПОКАЗАТЕЛЯ ЦУР 3.d.1.

 

Система сбора информации по показателю ЦУР 3.d.1. в рамках деятельности органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, до национализации показателя будет производиться на основе сбора через запрос административные данные Минздрава (запросы в территориальные органы и учреждения) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 1177 от 15.11.2018г. «О показателях и индикаторах Цели устойчивого развития».

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь №1178 от 15.11,2018 г. «О системе работы органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор по реализации показателей Целей устойчивого развития» мониторинг прогресса достижения показателя ЦУР 3.d.1. осуществляется в порядке, изложенном в приложении 2  разделе   III «Анализ этапов (прогресса) достижения показателя ЦУР на период 2030 года».

ВОЗ разработала «Механизм мониторинга и оценки ММСП (2005)» как операционную платформу для повышения:

уровня готовности к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения;

уровня синергетической (межведомственной) работы в рамках сектора здравоохранения и за его пределами.

Система мониторинга и оценки ММСП-2005 (далее – система мониторинга ММСП) определяется по четырем компонентам, которые вместе составляют всеобъемлющую качественную и количественную методику (далее – методика).

Методика включает:

три рекомендуемых компоненты (внешнюю оценку (CBO), имитационные учения и обзор принятых мер (AAR);

один обязательный компонент (ежегодные отчеты) (SPAR) и Национальный план действий по осуществлению ММСП (2005) (при необходимости).

Секретариат ММСП-2005 ВОЗ разработан контрольный перечень вопросов для оценки возможности страны по соблюдению ММСП-2005 на основании мониторинга по 13 основным возможностям:

национальное законодательство;

финансирование;

координация, включая международную;

эпиднадзор;

реагирование;

готовность;

сообщение о рисках;

кадровый потенциал;

лабораторные службы.

Сюда даже входят и разработка повседневных и резервных возможностей в пунктах въезда и на случай опасностей, представленных в ММСП-2005, в частности биологического (безопасность пищевых продуктов, зоонозы и другие инфекционные опасности), химического, ядерного и радиологического характера

Уязвимость системы мониторинга ММСП также оценивается по дополнительным критериям (косвенным-показателями), отражающими:

- непрерывность и круглосуточность мониторинг вспышек или чрезвычайных ситуаций в области общественного здоровья, ставящих под угрозу жизни и здоровье людей;

- учет потенциальных рисков чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения;

- оценка уязвимости территориальных систем здравоохранения;

- оценка уязвимости больниц;

- обеспечение деятельности лабораторной системы здравоохранения в соответствии с международными стандартами;

- наращивание потенциала в области оповещения о рисках чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения;

- оценка потенциала и объема планируемой помощи территориям страны;

- система взаимодействия с другими ведомствами в части чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения (например, мониторинг работы комиссий по чрезвычайным ситуациям на административных территориях в вопросах чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения).

Высока вероятность форматирования ВОЗ показателя ЦУР 3.d.1. в рамках глобальных докладов по ежегодным отчетам государств-участников (SPAR) по ММПС и выполнении Программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения (WHE).

В ежегодном издании «Мировой статистики здравоохранения: мониторинг показателей здоровья в отношении Целей устойчивого развития» [World health statistics: monitoring health for the SDGs, Sustainable Development Goals)] показатель ЦУР 3.d.1. определен, как «соблюдение Международных медико-санитарных правил: в среднем по 13 основным  показателям, 2010-2016 гг.

Для Республики Беларусь показатель определен 90 (для сравнения: Германия – 99; Таджикистан – 94; Латвия – 91; Франция – 89; Сербия – 37; Ангола – 18).

В настоящее время до завершения процесса национализации показателей Целей устойчивого, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, в рамках ответственности за мониторинг показателя ЦУР 3.d.1. применяют косвенные показатели (делегированные показатели),  предложенные на основе:

показатель ВОЗ (интегрирован с показателями ВОЗ по ЦУР 3.9.1. 3.9.1 «Смертность от загрязнения воздуха в жилых помещениях и атмосферного воздуха»; 3.9.2 «Смертность от отсутствия безопасной воды, безопасной санитарии и гигиены (от отсутствия безопасных услуг в области водоснабжения, санитарии и гигиены (ВССГ) для всех)» 7.1.2 «Доступ к чистым источниками энергии и технологиям в быту» и ЦУР 3.3 «Заболеваемость малярией»);

косвенные показатели номенклатуры исследований и оценок, регулируемых техническими (локальными) нормативными правовыми актами Министерства  здравоохранения Республики Беларусь (ТНПА) (интегрирован с показателями ВОЗ по  ЦУР 3.9.1. 3.9.1 «Смертность от загрязнения воздуха в жилых помещениях и атмосферного воздуха»; 3.9.2 «Смертность от отсутствия безопасной воды, безопасной санитарии и гигиены (от отсутствия безопасных услуг в области водоснабжения, санитарии и гигиены (ВССГ) для всех)» 7.1.2 «Доступ к чистым источниками энергии и технологиям в быту» и ЦУР 3.3 «Заболеваемость малярией»);

косвенные показатели регулируемых территориальными базами данных (интегрированы с косвенными показателями ЦУР 3.9.1. 3.9.1 «Смертность от загрязнения воздуха в жилых помещениях и атмосферного воздуха»; 3.9.2 «Смертность от отсутствия безопасной воды, безопасной санитарии и гигиены (от отсутствия безопасных услуг в области водоснабжения, санитарии и гигиены (ВССГ) для всех)» 7.1.2 «Доступ к чистым источниками энергии и технологиям в быту» и ЦУР 3.3 «Заболеваемость малярией»);

индикаторы управленческих решений (интегрированы с индикаторами управленческих решений ЦУР 3.9.1. «Смертность от загрязнения воздуха в жилых помещениях и атмосферного воздуха»; 3.9.2 «Смертность от отсутствия безопасной воды, безопасной санитарии и гигиены (от отсутствия безопасных услуг в области водоснабжения, санитарии и гигиены (ВССГ) для всех)» и 7.1.2 «Доступ к чистым источниками энергии и технологиям в быту» и ЦУР 3.3.3. «Заболеваемость малярией»).

 

ЦУР 3.d.1. – Показатели ВОЗ

 

·              индекс мониторинга прогресса достижения показателя ЦУР 3.d.1. по 13 основным показателям;

·              индекс частоты чрезвычайных ситуаций в области общественного здоровья (за на 1 неделю) (например, в  2017 году в Европе – 1 чрезвычайная ситуация в неделю)

 

ЦУР 3.d.1. – Косвенные показатели ТНПА

Заболеваемость ООИ (количество случаев)

Заболеваемость легионеллезом (на 100 тыс. населения)

Заболеваемость листериозом (на 100 тыс. населения)

Заболеваемость ГЛПС (на 100 тыс. населения)

Заболеваемость лептоспирозом (на 100 тыс. населения)

Заболеваемость туляремией (на 100 тыс. населения)

Заболеваемость центрально-европейским (западным) клещевым энцефалитом (на 100 тыс. населения)

Заболеваемость Лайм-боррелиозом (на 100 тыс. населения)

Зараженность комаров РНК вируса Западного Нила

 

ЦУР 3.d.1. – Косвенные показатели территориальных баз данных

 

Скотомогильники (количество)

 

ЦУР 3.d.1. - Индикаторы управленческих решений

 

Индикатор

Обоснование

1.53. Инфекционные и паразитарные болезни с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 000 населения

 

Отражает эпидемиологические риски на территории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отражает эпидемиологические риски на территории

1.54. Завозные инфекции (абсолютное число случаев/число случаев на 100 000 населения в год).

1.55. Ранее не встречавшиеся инфекции (абсолютное число случаев/число случаев на 100 000 населения в год)

1.56. по пунктам въезда в страну, в которых осуществляется санитарно-карантинный контроль лиц, транспортных средств, продукции:

% обеспеченности укладками (для забора материала от больного (подозрительного) на заболевание холерой, для забора материала из объектов окружающей среды, для проведения экстренной личной профилактики);

% обеспеченности средствами индивидуальной защиты;

% оснащения тепловизорами;

% оснащения радиометрами;

% оснащения дозиметрами;

% СКП, охваченных учениями.

1.56.2. по уровню готовности организаций здравоохранения:

% обеспеченности укладками (для забора материала от больного (подозрительного) на заболевание холерой, для проведения экстренной личной профилактики);

% обеспеченности средствами индивидуальной защиты;

% ОЗ, охваченных учениями.

1.56.3. по готовности лабораторной базы:

% обеспеченности средствами транспортировки образцов в референс-лаборатории;

% аккредитованных лабораторий для работы с микроорганизмами 3-4 групп риска;

% обеспеченности укладками (универсальная укладка для забора материала из объектов внешней среды, для проведения экстренной личной профилактики);

% обеспеченности средствами индивидуальной защиты.

1.56.4. по предупреждению возникновения и распространения холеры:

% паспортизированных водоемов (стационарных точек), подлежащих обследованию на холерный вибрион;

% обследованных на холерный вибрион водоемов (стационарных точек) от подлежащих

 

Мониторинг основных и косвенных индикаторов по достижению показателя ЦУР 3.d.1. в Логойском районе представлен в приложении 3.

 

Тематические направления информационной работы с населением для интеграции задач по достижению показателя ЦУР 3.d.1. с задачами по формированию здорового образа жизни (ФЗОЖ)

 

Цель интеграции достижения показателя ЦУР 3.d.1. с ФЗОЖ:

пропаганда знаний среди населения о государственной системе защиты территорий и проживающих на ней людей от последствий чрезвычайных ситуация в области общественного здоровья;

пропаганда знаний среди целевых групп населения о задачах по противодействию последствиям чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения;

внедрение организационных подходов по активизации продвижения ЗОЖ при проведении массовых мероприятий;

обучение населения мерам защиты от экстремальных метеоявлений в связи с изменениями климата.

 

Методологическое обоснование тематических направлений:

  1. Необходимо обеспечить пропаганду среди населения главного принципа ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения: никто не может считать себя в безопасности до тех пор, пока не находятся в безопасности все. Это означает, что каждый человек должен не только сам уметь защищаться от последствий чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой угрозы здоровью, но содействовать эффективности общественных профилактических мер по предупреждению, а также защиты от последствий чрезвычайных ситуаций.
  2. Для предупреждения последствий чрезвычайных эпидемиологических ситуаций, население должно понимать важность специфических способов (вакцинациии и других специальных медицинских мер), которые не дают усугубляться эпидемиологическим осложнениями среди остальной части населения.
  3. Среди населения и целевых групп необходимо разъяснять, что человечество не имеет исторического опыта проживания в условиях постепенного повышения глобальной температуры на планете, поэтому люди должны научиться приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющемуся климату, зная при этом определенные приемы и способы.

 

Тематическое направление

Содержательная основа методической  структуры

q    Выполнение населением медицинских мероприятий по предупреждению распространения болезней, которые могут вести к смертности и распространению среди другого населения

 

·     Обязательная вакцинация.

·     Выполнение правил и приемов защиты от клещей.

·     Обращение за медицинской помощью в условиях лечебного учреждения в случае укуса клеща.

·     Использование защитных средств от укуса кровососущих насекомых.

·     Обязательное обращение за антирабической помощью (консультацией) в случае контакта (укуса) животным, заболевшим (подозрительным на заболевание) бешенством или контактировавшим с заболевшим (подозрительным на заболевание) бешенством животным.

·     Не отказываться от назначения антирабической иммунизации, в том числе в условиях госпитализации.

·     Не приостанавливать (не прерывать) курс назначенной антирабической иммунизации.

·     Исключение участие в земляных работах в районе размещения скотомогильников.

·     Информирование местных органов власти о появлении сезонных подтоплений, способных служить местом выплода кровососущих насекомых.

q Выполнение  специальными группами населения (профессиональных групп) медицинских мероприятий по предупреждению распространения болезней, которые могут вести к смертности и распространению среди другого населения

·          Профилактическая иммунизация лиц с высоким риском инфицирования бешенством.

·          Иммунизация против клещевого энцефалита профессиональных групп риска:

          - выезжающих на сезонные работы в регионы распространения дальневосточного и урало-сибирского клещевого энцефалита;

          - выезжающих в лесную зону ГПЗ «Беловежская пуща».

q    Выполнение профессиональными группами населения, участвующим в  специальных мероприятиях по отбору, обработке и транспортировке проб при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения

·             Знание и выполнение правил специалистами лабораторий, отборщиков проб и водителей.

 

q    Соблюдение и укрепление навыков ЗОЖ при проведении массовых мероприятий.

·     Пропаганда здорового питания.

·     Пропаганда безопасного питания (фасованное, хранящееся на холоде, приготовленное при достаточной термической обработке, приготовленное из полуфабрикатов, хранившихся на холоде, одноразовая посуда).

·     Пропаганда норм гигиены (мытье рук, умение использования биотуалетов)

·     Пропаганда благоприятного для здоровья питьевого режима.

·     Формирование здорового образа через обеспечение рационального уровня двигательной активности у населения различной возрастной категории.

q    Действия населения и профессиональных групп общественного здравоохранения по защите населения от жары

 

·       Рекомендации населению в условиях аномальной жары и охлаждения помещений (приложение 1.)

·       Рекомендации по подготовки системы здравоохранения к экстремальным климатическим проявлениям (приложение 2)

·       Рекомендации для организаторов здравоохранения  при действиях по защите населения от экстремальных климатических  проявлений (приложение 3.)

 

Информационная работа с населением Логойского района
по достижению показателя ЦУР 3.
d.1

 

В целях формирования у населения осознанной гражданской позиции, основанной на необходимости вакцинации, как одного из способов предупреждения и ограничения распространения инфекции COVID-19 Логойским районным ЦГЭ организовано распространение наглядной информационной продукции в учреждениях образования, организациях, на предприятиях, в местах массового пребывания граждан. Так, за 2021 год тиражировано и распространено 6 наименований информационно-образовательных материалов (листовки, памятки) общим тиражом 1050 экземпляров.

На Интернет-сайтах и в социальных сетях размещено 39 информационных материалов по профилактике COVID-19, в том числе по вакцинопрофилактике. В периодических печатных изданиях опубликовано 11 статей.

По профилактике COVID-19 проведено: 75 групповые консультации (220 чел.), 780 индивидуальных консультаций, 950 бесед (1200 чел.), 1 профилактическая акция (135 чел.), информационный материал по профилактике COVID-19 направлен в адрес предприятий и организаций.

На медико-санитарном совете при главном враче УЗ «Логойская ЦРБ» заслушан вопрос «О работе организаций здравоохранения в условиях пандемии коронавирусной инфекции».

 

 

Приложение 1

Основные аспекты подготовки системы здравоохранения
к экстремальным климатическим проявлениям

 

  1. Оборудование в каждом ЛПУ помещений с кондиционированием (приобретение передвижных кондиционеров)
  2. Разработка в каждом ЛПУ схемы (руководства, стандарта) действий на случай аномальной жары (общие профилактические мероприятия на весь летний сезон; меры при объявлении аномальной жары; специализированные меры по отношению к группам риска; планирование кадровых ресурсов; коммуникационные меры; защита персонала; для больниц дополнительно: специальный клинический уход и лечение, графики дежурств, дополнительное кондиционирование для пациентов, оборудование специальных палат).
  3. Проведение учебы по рискам в связи с волнами тепла, дифференциальной диагностике гипертермии и порядком клинического ухода за пациентами

Примерная тематика учебных занятий: новая информация о тепловых заболеваниях; выявление лиц группы риска; выявление ситуаций, представляющих риск в связи с аномальной жарой, и тактика оказания медико-профилактической помощи; меры профилактики; принципы лечения; системы предупреждения и организации здравоохранения, действующие в кризисных ситуациях; медикаментозная терапия (группы риска, коррекция схем лечения, правила хранения медикаментов и др.).

Проведение мероприятий по защите самих работников здравоохранения и рабочих мест (жалюзи, кондиционеры, регламенты и т.д.) (Европейский стандарт EN 15251, Europen Commission, 2003).

 

Патологии, при которых в условиях жары, повышается
риск летального исхода

 

Патологии

Код по

МКБ-10

Сахарный диабет, другие эндокринные болезни

Е10 - Е14

Органические, включая симптоматические расстройства, деменция, болезнь Альцгеймера

F00 - F09

Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с приемом психоактивных веществ, алкоголизм

F10 - F19

Шизофрения, шизотипические и бредовые состояния

F20 - F29

Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения (болезнь Паркинсона и др.)

G20 - G29

Болезни системы кровообращения, повышение кровяного давления, болезнь коронарной артерии, нарушение сердечной проводимости

I00 – I99

Болезни органов дыхания, хронические болезни нижних дыхательных путей (ХОБЛ, бронхит)

J00 – J99

Болезни мочевыделительной системы, почечная недостаточность, мочекаменная болезнь

N00 – N39

Острые состояния (инфекции, лихорадка, гастроэнтерит, кожные инфекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Предупредительный подход в деятельности организаторов здравоохранения при действиях по защите населения от экстремальных климатических проявлений

 

Врачи общей практики, участковые врачи поликлиник:

- понимать механизмы терморегуляторных и гемодинамических реакций организма на воздействия избыточного тепла;

- понимать механизмы развития тепловых заболеваний, знать их клиническое проявление, диагностику и лечение;

- уметь распознать начальные признаки гипертермии, которая является неотложным состоянием, представляющем угрозу для жизни пациента;

- инициировать надлежащие процедуры охлаждения организма и реанимации пациента (начальные симптомы и способы оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе)

- знать о рисках и защитных факторах при заболеваниях, связанных с аномальной жарой;

- знать современные проблемы охраны здоровья в связи с изменениями климата, с целью грамотного проведения санитарного просвещения, знать телефоны экстренных служб и горячих линий и т.п.;

- выявлять пациентов из группы риска, информировать их по вопросам, касающимся состояния здоровья в связи с тепловыми воздействиями, а также лиц, осуществляющими за ними уход;

- регулярный перед наступлением летнего сезона ежегодный медосмотр пациентов, страдающих хроническими болезнями, и консультировать по вопросам зажиты от жары (сокращении пребывания на жаре, питьевого режима, по приему лекарств и др.);

- знать о возможных побочных эффектах выписываемых лекарств, в случае необходимости, корректировать их дозировку в период жаркой погоды и аномальной жары (все решения должны приниматься индивидуально, в зависимости от конкретного случая, поскольку, по имеющимся сведениям, никаких стандартов или официальных рекомендаций, касающихся изменения схем лечения в период жары, не существует);

- помнить, что высокая температура воздуха может негативно отразиться на эффективности препаратов, особенно это касается препаратов для оказания экстренной помощи, включая антибиотики, адренергетики, анальгетики и седативные средства;

- обеспечить хранение и транспортировки лекарств согласно инструкциям (не выше 25 °С в надлежащих условиях;

- быть готовым к проведению мониторинга медикаментозной терапии и питьевого режима, особенно среди престарелых и немощных/тяжелобольных пациентов, а также с запущенными болезнями сердца;

- постоянное санитарное просвещение и консультирование по поведению, медикаментозной терапии и питьевому режиму, давать конкретную информацию о службах помощи.

- разъяснительная работа.

 

Главные врачи стационаров:

- упростить процедуру госпитализации, особенно, для пожилых;

- отменить (по возможности) плановые операции;

- обеспечить доступность коечного фонда, по возможности удлинить время пребывания в стационаре групп риска в период аномальной жары (лучше – до его окончания);

- по максимуму обеспечить размещение больных из групп риска в кондиционированные палаты (или использование передвижных кондиционеров);

- отслеживать температуру воздуха в помещениях больницы, обеспечить как минимум одно прохладное (до 25ºС) помещение (оборудованное кондиционером) и перемещать туда больных на несколько часов в день ежедневно;

- увеличить прием пациентами жидкости (за исключением сладких напитков);

- увеличить прием овощей и фруктов;

- увеличить частоту смены белья;

- обеспечение (бесперебойной) работы душевых;

- следить за преемственностью с поликлиникой этапов меднаблюдения выписанного из группы риска в связи с высокой аномальной жарой;

- введение режима повышенной частоты контроля температуры тела, частоты пульса, кровяного давления и уровня гидратации организма;

- увеличить численность персонала на случай роста госпитализируемой заболеваемости:

- проведение информирования и подготовки персонала, в первую очередь с целью обеспечения тщательного отслеживания любых начальных симптомов тепловых заболеваний для срочного начала необходимого лечения;

- разъяснительная работа среди пациентов (см. Информирование населения).

 

Главные врачи поликлиник:

- максимально задействовать средства коммуникации с населением, модернизироватьс учетом будущего);

- организовать максимально возможное оказание мед.помощи на дому, особенно проживающим в условиях социальной изоляции;

-  увеличить численность персонала на случай роста обращаемости и увеличесния оказания помощи на дому;

- организовать максимальное взаимодействие с органами соцобеспечения в отношении групп риска (модернизировать и укреплять с учетом будущего);

- проведение разъяснительной работы среди населения.

 

Управления здравоохранения:

- анализ опыта для совершенствования и модернизации;

- заложить средства для увеличения в стационарах приема жидкости и увеличения в рационе овощей и фруктов, для более частой смены белья;

- проконтролировать, что в каждом стационаре были палаты с кондиционированием;

- обеспечить максимальную доступность коечного фонда, в первую очередь, в больницах скорой помощи;

- создание телефонной службы помощи (консультации) во взаимодействии со скорой помощью (для срочной госпитализации).

 

Приложение 3

 

Мониторинг процесса достижения показателя ЦУР 3.d.1.

 

Показатели ЦУР 3.d.1. 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Показатели ВОЗ

 

Индекс мониторинга прогресса достижения (%)

Начало мониторинга после разработки методики расчета

нет методики расчета

 

Индекс частоты ЧС (за 1 неделю)

нет методики расчета

 

Косвенные показатели ТНПА

 

Заболеваемость ООИ (кол-во случаев)

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Заболеваемость легионеллезом (на 100 тыс. населения)

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Заболеваемость листериозом (на 100 тыс. населения)

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Заболеваемость  ГЛПС (на 100 тыс. населения) ( 18 лет и старше)

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

5,66

0

0

Заболеваемость лептоспирозом (на 100 тыс. населения)

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Заболеваемость центрально-европейским (западным) клещевым энцефалитом (на 100 тыс. населения)

 

0

2,8

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Заболеваемость Лайм-боррелиозом (на 100 тыс. населения)

 

22,8

0

0

0

5,6

0

0

5,6

5,6

11,2

0

0

Скотомогильники (количество)

 

Косвенные показателитерриториальных баз данных

 

Зараженность комаров РНК вируса Западного Нила

Начало мониторинга показателя с 2020 г.

0

ЦУР 3.d.1. - Индикаторы управленческих решений

 

1.53. Инфекционные и паразитарные болезни с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 000 родившихся, в т.ч.                               1.53.1. общая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.55. Ранее не встречавшиеся инфекции (абсолютное число случаев/число случаев на 100 000 населения в год)

Начало мониторинга с 2020 г.

 

 

1.56.2. по уровню готовности организаций здравоохранения, включая: (%) обеспеченность укладками (для забора материала от больного (подозрительного) на заболевание холерой, для проведения экстренной личной профилактики)

100

100

(%)  обеспеченность средствами индивидуальной защиты

100

100

(%) объектов здравоохранения, охваченных учениями

100

100

1.56.3. по уровню готовности лабораторной базы, включая:                (%)  обеспеченность средствами транспортировки образцов в референс-лаборатории

100

100

(%)  обеспеченность универсальными  укладками для забора материала из объектов внешней среды, для проведения экстренной личной профилактики

100

100

(%)  обеспеченность средствами индивидуальной защиты

100

100

1.56.4. по предупреждению возникновения и распространения холеры, включая: (%) охват паспортизацией водоемов (стационарных точек), подлежащих обследованию на холерный вибрион

100

100

(%)  обследованность на холерный вибрион водоемов (стационарные точки) от подлежащих

100

100

 

Контакты

Дежурный: 8 (01774) 29-643
Адрес: г. Логойск, ул. Победы 43
Приемная: 8 (01774) 29-643
Факс: 8 (01774) 29-643
E-mail: mail@logrcge.by

Режим работы

Государственное учреждение "Логойский районный центр гигиены и эпидемиологии"
понедельник - пятница с 8:00 - 18:30
обеденный перерыв 13:00 - 13:30
выходной - суббота, воскресенье, праздничные дни.

 

© 2024 ГУ «Логойский районный центр гигиены и эпидемиологии»
г. Логойск, ул. Победы 43

Разработка сайта — infodesign.by2014