Здоровье населения – одно из главных условий эффективной реализации национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.
Вместе с тем в Беларуси продолжает оставаться ряд проблем, несущих серьезную угрозу стабильности и развитию общества, здоровью и благополучию нации. Одной из них, значимой по масштабам своего распространения, величине экономических, демографических и нравственных потерь, является пьянство и алкоголизм. Потребление алкоголя в Республике Беларусь в последнее десятилетие в нашей стране, потребление спиртных напитков обществом приобрело устойчивый и массовый характер. Наибольшее негативное влияние на здоровье и жизнь населения оказывают продажа и потребление крепких алкогольных напитков. Доступность алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, их повсеместная реализация совместно с иными группами товаров сформировали в обществе лояльное к ним отношение, фактически сгладив отличие между спиртными продуктами питания. Подобное положение способствует алкоголизации населения и, соответственно, увеличению числа лиц, совершающих правонарушения в состоянии опьянения. При этом в Беларуси сложилась ситуация, когда количество торговых объектов, реализующих алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво, в разы превышает уровень развитых стран. Особую озабоченность вызывает повсеместное открытие объектов торговли, осуществляющих розничную продажу алкоголя в ночное время. Кроме негативного влияния на демографическую ситуацию, потребление алкоголя подрывает и экономику страны. Экономические затраты государства, связанные с последствиями потребления населением алкоголя, включают не только прямые расходы на лечение медицинских последствий, но и затраты на систему охраны правопорядка, социальной помощи, а также уменьшение доходов в связи со снижением производительности труда, высоким уровнем травматизма, инвалидизации и смертности, пожарами и авариями. В свою очередь доходы от производства и продажи алкоголя лежат в основном в сфере интересов предприятий промышленности и торговли (в большинстве негосударственной формы собственности), которые имеют огромные маркетинговые бюджеты, позволяющие активно
лоббировать в опросоночной торговле алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом, без реализации которых ночной режим работы для субъектов хозяйствования становится нерентабельным.
Профилактикой пьянства, алкоголизма и наркомании в Республике Беларусь непосредственно занимается наркологическая служба, входящая в систему Министерства здравоохранения. Она взаимодействует не только с органами милиции и здравоохранения, но и с другими министерствами, ведомствами, общественными организациями. Инициативы правоохранительных органов по предотвращению правонарушений и преступлений в состоянии алкогольного опьянения нашли свое отражение в соответствующих положениях Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Реализуется Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Продолжается реализация государственной политики по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетным направлением которой в решении проблемы сиротства является профилактика семейного неблагополучия. В целях реализации раннего выявления семейного неблагополучия всеми заинтересованными субъектами профилактики обеспечено выявление детей, находящихся в социально опасном положении. Если отношение нерадивых родителей к вопросам воспитания своих несовершеннолетних детей не изменяется, то комиссиями по делам несовершеннолетних такие дети признаются нуждающимися в государственной защите. В случаях, когда реабилитация семей и восстановление детско-родительских отношений невозможны, органы управления образованием осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав.
Кроме того в ряде районов практикуется проведение «Дней трезвости», во время которых субъектам торговли рекомендуется с определённого времени прекратить реализацию населению алкогольных напитков. В средствах массовой информации организовано создание тематических рубрик, выпуск публикаций, пропагандирующих здоровый образ жизни, отказ от пьянства, соблюдение законности, обеспечено вовлечение учащихся учреждений общего среднего образования в конкурсы на создание социальной рекламы о недопустимости употребления алкоголя и пьянства. Государственной программой предусматривается создание условий для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, широкой информированности граждан о факторах риска, угрожающих
здоровью, пропаганды здорового образа жизни, формирования в обществе самосохранительного поведения, развития и укрепления семейных ценностей, повышения престижа родительства, улучшения воспроизводства населения, сокращения уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения, а также оптимизации внутренних миграционных процессов.
Задачами по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма являются: снижение уровня негативных социальных и экономических последствий пьянства и алкоголизма; снижение объемов потребления населением алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива. Деятельность органов внутренних дел по борьбе с пьянством и алкоголизмом с целью оказания превентивного дифференцированного влияния в отношении лиц, поведение и образ жизни которых дают основания полагать о возможности совершения ими правонарушений, органами внутренних дел активно применяются различные практические меры.
Юрисконсульт Ю.Н.Бабецкая