.

Казалось бы, под напором бурно развивающихся экономических отношений, разгосударствления и появлением новых форм собственности и собственников, жизнь потребует принятия принципиально иных решений и установления новых форм их правовой защиты. При такой постановке вопроса хищение путем злоупотребления служебным положением должно было изжить себя, но в отличие от многих бывших советских социалистических республик, белорусский законодатель посчитал необходимым сохранить данную норму, и, наверное, не без оснований.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (а не положением, как это было ранее) в модели социально-ориентированной рыночной экономики должно было явиться тем инструментом, с помощью которого бы осуществлялась охрана доверительного управления имуществом собственника. Однако фактически статья 210 УК РБ имеет место в случаях использования должностным лицом своих служебных полномочий для завладения имуществом.

Таким образом, сегодня хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) это «завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий».

Объектом преступления выступает притязания на собственность и владения, пользования или распоряжения имуществом.

Предметом преступления согласно ст. 210 УК выступает имущество и право на имущество.

Объективная сторона состоит в использовании должностным лицом своих служебных полномочий для завладения чужим имуществом или приобретения права на него. При хищении путем злоупотребления служебными полномочиями должностное лицо завладевает чужим имуществом (или приобретает право на него) допуская различные злоупотребления по службе, т.е. совершает те или иные незаконные действия вопреки интересам службы.

Возможность совершать хищения путем злоупотребления служебными полномочиями заключается:

  • в опосредованном распоряжении имуществом;
  • в возможности совершать действия, имеющие юридическое значение;
  • в непосредственном завладении вверенным должностному лицу имуществом.

В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г. № 15 «О применении судами уголовного законодательства о хищении имущества» хищение путем злоупотребления служебными полномочиями в РБ (ст. 210 УК) характеризуется использованием должностным лицом своих служебных полномочий для завладения имуществом или приобретения права на него. При этом не имеет значения, находится ли имущество в непосредственном владении должностного лица либо вверено другим лицам, через которых должностное лицо в силу служебных полномочий имеет право по управлению и распоряжению им.

Первый способ совершения хищения путем злоупотребления служебными полномочиями характеризуется тем, что хищение осуществляется посредством противоправного завладения чужим имуществом (или приобретения права на имущество), находящимся в оперативно-хозяйственном управлении виновного. В данном случае должностное лицо, злоупотребляя предоставленными ему полномочиями по хозяйственному управлению имуществом, отдает приказы и распоряжения материально ответственным лицам (через подчиненных по службе или работе лиц), которым вверено данное имущество, о его незаконном списании или передаче в чужую собственность (свою пользу или пользу близких ему лиц). 

Фактически в данном случае можно говорить о том, что имущество находится в собственности виновного, т.е. на балансе и банковских счетах организации, включая денежные средства, в отношении которых субъект преступления был наделен административно-хозяйственными функциями (по управлению, учету, контролю, реализации).

Такой способ совершения хищения может выражаться в даче заведомо незаконного приказа или распоряжения о создании условий, позволяющих в процессе производства создавать неучтенную продукцию, не оприходовать и изымать ее, списывать пригодное к употреблению имущество и т.д.

В большинстве случаев судебная практика к разновидностям данного способа хищения, совершаемого путем злоупотребления служебными полномочиями, относит:

  • создание и присвоение излишков товарно-материальных ценностей, образовавшихся за счет незаконного недовложения или уменьшения норм расходования сырья и материалов на изготовление продукции (например, завышение процента естественной убыли сырья, нарушение рецептуры изготовления продукции);
  • списание якобы недоброкачественных продуктов на основании фиктивных актов и заключений с последующим завладением имуществом;
  • занижение цен при продаже зданий, сооружений, иных активов с последующим присвоением недополученных средств (разницей между официальной и реальной продажей);
  • завышение смет и различных затрат при проведении культурно-массовых мероприятий (включение мероприятий, которые никто не проводит), строительстве объектов и долгостроев, закупке компьютеров, программного обеспечения (завышение стоимости по фактуре);
  • списание имущества, пригодного к потреблению и реализация его сторонним лицам с последующим присвоением полученных средств;
  • получение должностным лицом доли от ранее похищенного имущества (занижение цены при продаже зданий, сооружений, различных активов с последующим получением доли);
  • сговор с материально ответственными лицами и совместное изъятие имущества путем составления фиктивной отчетности и имитации различной деятельности по выполнению планов и проектных работ, которые никому не нужны и прочее.

Второй способ совершения хищения путем злоупотребления служебными полномочиями связан с тем, что должностное лицо совершает различные действия, которые имеют юридическое значение посредством незаконного оформления документов, на основании которых имущество собственника противоправно переходит в пользу виновного или его близких. В данном случае хищение представляет собой обращение в свою собственность должностным лицом денежных средств или иных ценностей по заведомо фиктивным документам, которые это лицо изготавливает, используя свои полномочия. Здесь подлог документов может предшествовать совершению хищения либо может совершаться должностным лицом после завладения чужим имуществом, с целью сокрытия преступления.

К числу характерных способов совершения данного преступления можно отнести:

  • умышленное незаконное получение должностным лицом средств в качестве премий, надбавок к заработной плате, пенсий, пособий и других выплат;
  • обращение в свою собственность средств по заведомо фиктивным трудовым соглашениям или иным договорам под видом заработной платы за работу или услуги, которые фактически не выполнялись или были выполнены не в полном объеме;
  • заведомо незаконное назначение или выплата должностным лицом в корыстных целях денежных средств в качестве различных платежей лицам, не имеющим права на их получение с последующим их перераспределением между собой.

Третий способ совершения хищения путем злоупотребления служебными полномочиями связан с непосредственным завладением вверенным имуществом самому должностному лицу. Часто такие ситуации имеют место, когда должностное лицо, будучи уполномоченным государственного или иного органа на получение какого-либо имущества, поступающего от отдельных граждан (уплата штрафа, плата за услуги и т.п.), при получении этого имущества не передает его по назначению, а обращает в свою пользу.

На сегодняшний день к числу таких хищений судебная практика относит следующие деяния:

  • присвоение денежных средств полученных должностным лицом за оказанные услуги, выполненные работы;
  • изъятие из кассы денежных сумм и их присвоение должностным лицом;
  • присвоение имущества, переданного должностному лицу в качестве уплаты штрафа и т.д.

Способом хищения, совершаемого должностным лицом (ст. 210 УК), является злоупотребление субъектом своими служебными полномочиями. Служебные полномочия (компетенция) – совокупность прав и обязанностей должностного лица, которыми оно обладает исключительно в силу занимаемой должности. Содержанием служебных полномочий или критерием отнесения полномочий к должностным является их направленность на правообязывающее управление поведением физических или юридических лиц посредством дачи обязательных для исполнения распоряжений либо совершения действий публично-правового характера.

Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законодательных и иных правовых актах (положениях, уставах инструкциях и т.д.), в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность. Поэтому, решая вопрос о наличии в действиях должностного лица признаков ст. 210 УК необходимо в первую очередь выяснить, совершено ли хищение должностным лицом с использованием своих служебных полномочий или лицо завладело имуществом путем злоупотребления своим положением.

Установление лишь того обстоятельства, что виновный является должностным лицом, еще не может свидетельствовать о том, что это лицо, завладевая чужим имуществом или приобретая право на имущество, использует свои служебные полномочия. Например, если следователь при производстве обыска тайно или открыто завладеет имуществом, не указывая соответствующий факт изъятия имущества в протоколе, то он тем самым совершит кражу или грабеж, а не преступление, предусмотренное ст. 210 УК, т.к. в данном случае следователем совершается хищение путем злоупотребления своим служебным положением, но не полномочиями (такое имущество не находится во владении виновного и он не управляет, и не распоряжается им через иных лиц).

Должностные полномочия – это ограниченные законом права, предоставленные должностному лицу во исполнение возложенных на него служебных обязанностей. При констатации хищения, путем злоупотребления служебными полномочиями, необходимо установить, что, совершая хищение, лицо выполняло действия, которые соответствовали его полномочиям по содержанию, объему, пределам. Следовательно, при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица признаков ст. 210 УК необходимо каждый раз четко устанавливать круг и характер полномочий должностного лица (его служебных прав и обязанностей), закрепленных в законодательных и иных нормативных актах.

Это обстоятельство (какие именно полномочия использовало должностное лицо для совершения хищения) должно быть зафиксировано в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении, приговоре суда, т.е. в данных документах должны содержаться конкретные ссылки на правовые и иные акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину.

Более того, при решении этого вопроса необходимо установить и причинную связь между использованием служебных полномочий и совершенным преступлением, т.е. использование служебных полномочий при совершении хищения чужого имущества предполагает связь такого рода, при которой указанное деяние было необходимо сопряжено с совершением каких-либо действий (бездействия) по службе.

Использование служебных полномочий – это совершение действий, которые входят в круг должностных прав и обязанностей, когда должностное лицо выступает как субъект управленческой деятельности, а не как частное лицо либо лицо, осуществляющее технические, профессиональные или иные подобные функции. Соответственно субъектами соответствующих преступлений не могут являться лица, выполняющие служебные обязанности в порядке индивидуального предпринимательства.

Если мы говорим о хищении путем злоупотребления служебным положением, то здесь ситуация коренным образом меняется, т.к. под использованием служебного положения понимают использование служащим полномочий, предоставленных им в связи с занимаемой должностью, а также использование авторитета власти, личных связей или занимаемого служебного положения. 

Содержание признака «использование своего служебного положения» определяется особенностями объективной стороны состава преступления и в одних случаях указанный признак характеризует обстановку (наличие служебного помещения, форменного обмундирования, знаков отличия и т.д., т.е. обстановка создает особый статус субъекта, который облегчает совершение преступления), в других – способ (характеризуется использованием предоставленных лицу служебных полномочий) совершения преступления.

Таким образом, под использованием своего служебного положения понимается не только осуществление служебных полномочий (реализация юридических возможностей виновного лица), но и использование авторитета власти, должности, служебных связей, влияние аппарата управления, совершение заведомо незаконных действий (бездействия) по службе и т.д. (реализация фактических возможностей субъекта преступления). Поэтому, если должностное лицо не обладает правомочиями по оперативно-хозяйственному управлению имуществом (или его владению), а имеет лишь доступ к нему, то такого рода действия необходимо рассматривать в зависимости от примененного им способа завладения имуществом: как кражу (ст. 205 УК) или мошенничество (ст. 209 УК). Таким образом, констатируя наличие ст. 210 УК, необходимо учитывать, что служебные полномочия используются виновным не просто для получения доступа к имуществу, а именно для завладения им.

ч.1 ст. 210 УК РБ

Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до 4-х лет со штрафом, или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

ч.2 ст. 210 УК РБ

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

ч.3 ст. 210 УК РБ

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

ч.4 ст. 210 УК РБ

Действия, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

Контакты

Дежурный: 8 (01774) 29-643
Адрес: г. Логойск, ул. Победы 43
Приемная: 8 (01774) 29-643
Факс: 8 (01774) 29-643
E-mail: mail@logrcge.by

Режим работы

Государственное учреждение "Логойский районный центр гигиены и эпидемиологии"
понедельник - пятница с 8:00 - 18:30
обеденный перерыв 13:00 - 13:30
выходной - суббота, воскресенье, праздничные дни.

 

© 2024 ГУ «Логойский районный центр гигиены и эпидемиологии»
г. Логойск, ул. Победы 43

Разработка сайта — infodesign.by2014