В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, во вторую – с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем безличным коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться чиновник.
Можно выделить также компенсационные меры – меры по устранению последствий коррупции.
Первая группа мер будет носить карательный характер, который выражается в ужесточении государственного контроля. Некоторые исследователи проблемы коррупции относят такие меры к одной из причин расцвета коррупции в развивающихся странах из-за следующих недостатков:
- карательные меры увеличивают разрыв между прибылью должностного лица и уровнем наказания потенциального коррупционера, что и приводит к росту коррупции;
- объектом таких мер является сам коррупционер, а не коррупция;
- наконец, в рамках данных мер с коррупцией среди государственного аппарата борются исключительно представители этого аппарата, что нередко перерастает в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг.
Вторая группа мер, мер предупредительных, носит превентивный, а не карательный характер, направлена против причин, а не внешних выражений коррупции, и поэтому лишена многих недостатков.
К мерам превентивного характера относят, к примеру, обеспечение независимости и эффективности судебной власти; прозрачность в финансировании партий; прозрачность процедуры голосования для избирателей; обязанность госслужащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов; гарантирование свободы информации; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; достойная оплата труда государственных служащих; децентрализация власти; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; повышение прозрачности в налоговой администрации, лишение налоговых служащих возможности произвольно предоставлять налоговые льготы, упрощение налоговой администрации.
К таким мерам следует отнести также совершенствование законодательства и законодательного процесса, например, по следующим направлениям:
- распутывание противоречий и прояснение туманностей в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для чиновного произвола и коррупции;
- «закрытие» многочисленных отсылочных норм в действующих законах;
- ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия с учетом того, что часто завышенные наказания мешают доказательству преступлений;
- дифференцирование коррупционных действий;
- пересмотр шкал пошлин, штрафов и т.п.;
- ужесточение контроля над ведомственным нормотворчеством;
- учреждения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов.
Юрисконсульт Ю.Н.Бабецкая