Памятка обращает внимание руководителей и иных работников на негативные ситуации, в которых они могут оказаться, признаки коррупционного поведения, некоторые пути их выявления и устранения, побуждает к надлежащему выполнению служебных (трудовых) обязанностей. Прежде всего, необходимо уяснить, что коррупция наносит ущерб авторитету государства, организации и его работников. В связи с этим коррупция неприемлема и не может быть оправдана какими-либо обстоятельствами и причинами. Коррупция вызывает зависимость и ведет к преступлению, потере семьи, работы и свободы.
Избежать коррупционных соблазнов и негативных последствий можно и необходимо. С этой целью руководители и работники государственного органа, иной организации (далее - организация) должны придерживаться ряда принципов и правил поведения, определенных законодательством и выработанных на практике. Руководителям следует:
С определенной периодичностью либо по соответствующему поводу (факту) определять области (сферы) деятельности, а также перечень должностей работников, наиболее подверженных коррупции. Для этого необходимо проводить анализ коррупционных рисков. В зависимости от результата вырабатывать и реализовывать меры по возможному изменению организационно-штатной структуры, перераспределению кадров, оптимизации операционных (производственных) процессов.
В сферах деятельности, где опасность коррупции велика, осуществлять ротацию кадров (с учетом требований трудового и иного законодательства). 3. В мировой практике в целях профилактики коррупции в таких сферах используется принцип «многих глаз», или прозрачности. Реализация данного принципа может быть обеспечена привлечением по возможности к выполнению служебных задач нескольких работников или подразделений организации с последующим проведением периодических контрольных мероприятий. Обеспечение прозрачности решений, включая их подготовку, может быть достигнуто, в том числе четким разграничением сфер, отчетностью, документированием процессов.
В целях противодействия коррупции через созданные в организациях комиссии по противодействию коррупции, подразделения собственной безопасности, иные подразделения или должностных лиц, определенных руководителем, организовывать: S консультирование, антикоррупционное обучение работников и проведение мероприятий по их информированию, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание); S взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции; S разработку и принятие мер по вопросам борьбы с коррупцией И др.
Наряду с принесением присяги (где это предусмотрено), оформлением письменных обязательств, предусмотренных статьей 16 Закона о борьбе с коррупцией, либо ознакомлением с ограничениями, предусмотренными для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, проводить особое мероприятие, на котором обращать внимание работников на недопустимость коррупционного поведения и разъяснять последствия коррупционных правонарушений.
Систематически направлять работников в учреждения образования, обеспечивающие подготовку и переподготовку кадров, для освоения программ, касающихся противодействия коррупции.
В случае получения информации о фактах, свидетельствующих о совершении работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений, информировать о них государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией (органы прокуратуры, внутренних дел либо государственной безопасности), в порядке, предусмотренном статьей 43 Закона о борьбе с коррупцией, принимать меры по недопущению их сокрытия, установлению и устранению причин и условий, им способствующих. При поступлении от государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, запросов незамедлительно (если это невозможно, то в течение трех суток) представлять запрашиваемые сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией.
С целью обеспечения эффективного расходования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов обеспечить соблюдение процедур закупок.
Быть примером порядочности, честности и справедливости, не допускать компрометирующих поступков, в том числе свидетельствующих о личной заинтересованности при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.
Руководителю любого уровня необходимо иметь в виду, что коррупции могут способствовать: недостаточный контроль за деятельностью подчиненных работников; излишнее доверие к «опытным» работникам; личный негативный пример при принятии подарков, услуг и др.; сокрытие либо непринятие мер по вскрытым нарушениям в деятельности организации или конкретных работников.
Устранять условия, способствующие коррупции, можно, принимая определенные меры. Необходимо следить за четким определением и при необходимости ограничением сферы принятия решений конкретными должностными лицами.
Возможно, предусмотреть визирование документов. В сферах, подверженных коррупции, необходимо распределять служебную нагрузку, в том числе по постановке задач работникам, по принципам случайности, периодической смены полномочий между ними (с учетом опыта и подготовленности).
При организации и ведении переговоров рассматривать возможность их проведения в присутствии нескольких работников (принцип «нескольких глаз»). Где это невозможно, наладить периодический контроль. При поручении задач следует учитывать личные проблемы работников, отстранять их от выполнения, изменять, в том числе временно, должностные обязанности, а также принимать другие меры, предусмотренные статьей 21 Закона о борьбе с коррупцией, если стало известно о возникновении у них конфликта интересов. Повышенное внимание к работнику требуется, если, например: становятся известны его личные слабости (злоупотребление алкоголем, дорогие, трудно финансируемые увлечения, необъяснимо высокий уровень жизни, имеющаяся задолженность, бытовая неустроенность и т.п.); ярко выражены его личные контакты с третьими лицами, связанными с ним по роду деятельности; он возражает против изменения задач или перевода, особенно если они связаны с повышением по службе или увеличением заработной платы; различаются решения, принимаемые им в отношении разных заявителей по одинаковым вопросам; он пытался повлиять на решения по вопросам, не входящим в круг его служебных обязанностей.
В определенной степени может учитываться информация из поступающих анонимных сообщений, особенно когда они множатся и сосредотачиваются на определенных лицах или сферах задач. Порядок их рассмотрения следует соотносить с требованиями статьи 23 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. №300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц». При выявлении факта коррупции руководитель в зависимости от обстоятельств должен принять меры по недопущению его сокрытия, например путем: отстранения работника от исполнения определенных текущих обязанностей или завершения работ; блокирования доступа в кабинет, к служебным документам, в том числе на электронных носителях.
Непредставление руководителем информации правоохранительным органам о выявленном факте, свидетельствующем о коррупции, либо принятие мер по его сокрытию являются правонарушением и влекут предусмотренную законодательством ответственность. Работнику необходимо:
- Демонстрировать своим поведением нетерпение коррупции, добросовестно выполнять свои служебные (трудовые) обязанности, быть примером для коллег и иных граждан.
- Отвергать попытки подкупа и незамедлительно информировать о таких фактах своего руководителя, комиссию по противодействию коррупции, службу собственной безопасности (если таковая имеется), правоохранительные органы для принятия необходимых мер. При контактах с представителями иных организаций либо в ходе контрольной деятельности необходимо изначально создать четкие служебные отношения и отвергать любые попытки подкупа в любой форме, оказания услуг личного характера. Государственное должностное или приравненное к нему лицо в случае получения им, его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками имущества в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей, в том числе принятия подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых превышает двадцатикратный размер базовой величины на дату получения такого подарка, обязано письменным заявлением уведомить о получении имущества, подарка государственный орган, иную организацию, в котором (которой) проходит службу (работает). При этом одновременно с подачей заявления государственное должностное или приравненное к нему лицо в присутствии уполномоченного лица должно передать имущество, подарок на хранение материально ответственному лицу, определенному руководителем государственного органа или иной организации. В сфере управления, связанной с размещением государственных заказов, необходимо быть особо бдительными к попыткам третьих лиц повлиять на принятие решения. Если такие лица обращаются с просьбой совершить сомнительные действия по службе, необходимо незамедлительно проинформировать своих руководителей и подразделение собственной безопасности (если оно имеется). Это поможет, с одной стороны, избежать подозрения в коррупции, с другой - при определенных обстоятельствах начать принимать правовые меры против третьих лиц.
- Привлечь своего коллегу в качестве свидетеля по факту, когда имеются основания полагать, что кто-то хочет попросить либо просит об оказании необоснованного предпочтения или совершения иного действия вопреки служебному долгу, интересам государства, общества, организации. При этом лучше заранее оговорить с коллегой линию поведения, при котором будет отвергнута любая попытка подкупа.
- Работать так, чтобы ход и результаты выполняемой работы в любое время можно было проверить. Действия по службе должны быть прозрачны и понятны каждому, поскольку это поможет защитить себя от подозрений в недобросовестности, а также облегчит замещающему работнику выполнить обязанности лица, отсутствующего на службе по каким-то причинам.
- Четко разделять служебную (трудовую) и частную жизнь. Необходимо убедиться, не возник ли конфликт между личными интересами, в том числе супруга (супруги), близких родственников или свойственников, и служебным долгом. Риски коррупции часто возникают при попытке работника совместить выполнение служебных обязанностей с решением личных вопросов. Если в служебном задании имеется либо может возникнуть коллизия между служебными обязанностями и личными интересами, необходимо прибегнуть к процедуре предотвращения и урегулирования конфликта интересов (письменно проинформировать об этом своего руководителя, чтобы он соответствующим образом отреагировал, например освободил от работы по конкретному делу). Личные связи, вытекающие из выполнения обязанностей по совместительству, также не должны влиять на профессиональную деятельность по основной работе.
- Способствовать предотвращению и выявлению коррупции; информировать (устно или письменно) своего руководителя, комиссию по противодействию коррупции, подразделение собственной безопасности о конкретных признаках коррупционного поведения, имеющихся в организации, причинах и условиях, которые им способствуют или могут способствовать, предложениях по их устранению. Эффективная борьба с коррупцией может быть обеспечена, если каждый будет чувствовать как свою ответственность, так и общую цель.
- Пройти подготовку или переподготовку по теме предотвращения коррупции.
- В случае состоявшегося факта вовлечения в коррупционное правонарушение быть откровенным, добровольно заявить о содеянном и активно способствовать его раскрытию и (или) расследованию. Необходимо знать, что согласно примечаниям к статьям 431, 432 УК лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки также освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления. При отсутствии оснований к освобождению от уголовной ответственности явка с повинной, чистосердечное раскаяние в совершении преступления, активное способствование его выявлению, изобличению других участников преступления, розыску имущества, приобретенного преступным путем, и иные обстоятельства, предусмотренные статьей 63 УК, могут быть признаны судом в качестве смягчающих и учтены при определении меры ответственности.





